Школа здоровья для будущих мам

Основная цель занятий в «Школе здоровья для будущих мам» - это формирование положительной установки на материнство, вдумчивого и сознательного отношения к своему состоянию, актуализация и осознание женщинами радости материнства, собственной женственности, формирование и укрепление положительной эмоциональной связи между матерью и ребенком.

Занятия строятся по принципу беседы, в которой ведется диалог между психологом и будущими мамами. Основными темами являются:

  1. вопросы внутриутробного развития, воспитания и обучения малыша.
  2. обучение навыкам саморегуляции, релаксации, дыхания
  3. проработка страхов и тревог, возникающих во время беременности и весьма осложняющих ее нормальное течение
  4. особенности супружеских взаимоотношений в период беременности
  5. конструктивные способы решения конфликтных ситуаций
  6. детско-родительские отношения, подготовка старшего ребенка к появлению младшего, индивидуально- психологические особенности детей.

Тревога во время беременности

Немного моментов в жизни женщины могут сравниться по интенсивности эмоций со временем, когда она носит ребенка.

Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводит к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне могут стать причиной беспокойства. То есть будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.

Кроме того, выделяют следующие факторы, усиливающие тревогу будущих мам:

  • Незапланированная, спонтанная беременность. Увидев положительные результаты теста, женщина начинает судорожно вспоминать, какие алкогольные напитки она пила, сколько сигарет выкуривала и какие лекарства принимала. Если результаты подсчетов неутешительные, начинается паника.
  • Возможные осложнения во время беременности, которые могут повли-ять на здоровье будущего ребенка. Спектр волнений здесь весьма объемен: от считающейся вредной для здоровья работы за компьютером до несделанных некогда прививок и опасения заболеть гриппом или краснухой.
  • Боязнь родов. Она проявляется в ожидании боли, ощущении беспомощности, отсутствии власти над собственным телом.
  • Генетические страхи. Это может быть страх рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.
  • Эстетические страхи. Женщина боится тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой, и думает, вернется ли к ней прежняя форма.
  • Страх о здоровье будущего ребенка.
  • Страх стать плохой матерью. Женщина сомневается в собственной спо-собности правильно ухаживать за ребенком.
  • Боязнь ответственности за судьбу ребенка. Никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.
  • Страх будущего. Часто будущую маму пугают различные перемены в семье и на работе, связанные с появлением ребенка: от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и торможения карьеры.

Грядущие перемены действительно очень волнуют. Поток негативных мыслей как «снежный ком» увеличивается и усиливает тревогу. От этих мыслей ухудшается аппетит, сон, общее состояние. Современные медицинские и психологические исследования свидетельствуют: мысли и эмоции, которые посещают маму во время беременности, оказывают самое непосредственное влияние на развитие будущего ребенка и на его самосознание.

Связь матери и ребенка настолько велика, что постоянное чувство тревоги и беспокойства передается малышу. Он начинает тоже тревожится, ему страшно. Он совершенно ничего не знает об экономическом кризисе, недостаточном количестве денег или жилья, и понятия не имеет о причинах маминого настроения.

Для него важно ощущение безопасности, заботы и любви. Важно, чтобы о нем думали, о нем говорили, делились с ним впечатлениями, удивлялись и радовались. Положительное настроение будущей мамы приравнивается к развивающему для ребенка: укрепляет его, помогает расти уверенным и сильным. Именно поэтому важно осознавать собственные мысли, чувства и ощущения. Ведь именно мы сами являемся их авторами, а значит, только сами можем что-либо изменить.

В преодолении тревожности и беспокойства весьма эффективны навыки саморегуляции, глубокого дыхания, релаксации, мышечной гимнастики и др. Необходимо учиться переключать мысли, замечать и получать удовольствие от самых обычных и привычных вещей. На занятиях в «Школе здоровья для будущих мам» демонстрируются различные упражнения для освоения этих способов снятия тревоги.

Для приобретения спокойствия и гармонии важно понимать, что мама передает малышу опыт. Каким будет этот опыт - зависит от мамы. От того, что она думает о происходящих в ее жизни событиях, зависят и ее чувства, а, следовательно, и ощущения малыша. Осознание женщиной важности собственного настроения и ощущения в каждый момент времени, помогает иначе относиться к происходящему.

Общение до рождения

Жизнь до рождения наполнена таинством и волшебством превращений. Доктор-психиатр Томас Верни предоставил доказательства эмоционального, психологического и интеллектуального развития личности ребенка во внутриутробном периоде. Плод, оказывается, может видеть, слышать, переживать и, на примитивном уровне, даже обучаться!

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет.

10 - 11 недель, это время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему "не нравится" - он отстраняется или отворачивается.

18 - 20 недель — ребенок уже проявляет свой характер. Там, где "тихоня" слыша громкие звуки, пугается, более активный - может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и "запоминает" отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди.

На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат - это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу. Существуют удивительные истории знаменитых музыкантов, которые могли играть какие-то музыкальные пьесы, ни разу до этого не видя даже нот!Оказывается, их матери играли эти пьесы много раз во время беременности.

Многолетние наблюдения ученых-пренатологов подтверждают, что от того, какие сигналы получал ребенок, находясь в утробе матери, в какой-то степени, зависит даже будет ли он счастливым или несчастным, агрессивным или мягким, спокойным или раздражительным в своей последующей жизни. 

Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. 

Еще один прекрасный способ общения — пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы - не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение.

Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется — пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается — малыш тоже переворачивается. Все это готовит малыша к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить.

Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие — не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу — когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций.

В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук — наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов. 

Мы на карте

Телефоны для граждан Беларуси:
+375172206984
+375 (33) 633-62-17

Телефоны для иностранных граждан:
+375 (17) 392-32-53

Есть вопросы? Спрашивайте!